УЧЕБНАЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Подготовка магистрантов ведется по основным  образовательных программам, разработанных в соответствии с требованиями Нормативно-правовых документов МОиН КР о магистратуре и рекомендаций  методического совета Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева  по составлению рабочих  учебных планов, программ  направлений.

            Анализ действующих в магистратуре учебных планов, учебных программ, программ по научно-исследовательской работе, научно-исследовательской  и научно-педагогической  практик, публикации магистрантов, отчеты председателей Государственных аттестационных комиссий  позволяют сделать  следующие выводы:

-        структура учебных и рабочих планов полностью соответствует Нормативно-правовым требованиям МОиН КР магистерского образования;

-        по перечню и объему каждого блока дисциплин, объему и содержанию учебных и всех видов практик, нагрузке и формам контроля учебные  планы соответствуют Нормативно-правовым требованиям МОиН КР магистерского образования.

Согласно Нормативно-правовым требованиям МОиН КР магистерского образования основная образовательная профессиональная программа подготовки магистранта формируется из дисциплин государственного компонента, дисциплин вузовского компонента, дисциплин по выбору магистранта, а также факультативных дисциплин.

Все магистерские программы включают гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные дисциплины общенаучного  характера, а  также обще профессиональные, специальные дисциплины, дающие теоретическую и практическую подготовку по направлениям.

Рабочий учебный план по подготовке магистрантов является составной  частью основной  образовательной магистерской программы, который  включает в себя полное наименование направления  подготовки магистранта, присваиваемую основную квалификации - академическую степень, срок освоения основной образовательной программы, перечень, объемы и последовательность изучения дисциплин, их распределение по видам  учебным занятиям, перечень видов практик с распределением их по семестрам, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой аттестации.

Неотъемлемой составной частью учебного плана  являются график учебного процесса и  сводные данные по бюджету времени магистранта.

Учебные планы  рассматриваются  учебно-методическим советом университета, Ученым советом университета и утверждаются  ректором университета. Утвержденные рабочие  учебные планы являются основой для планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, составления  расписаний  учебных  занятий, зачетно-экзаменационных сессий и не меняются в течение нормативного срока освоения основной образовательной программы. Анализ учебно-методической деятельности  осуществляется по магистерским направлениям структурными подразделениями. 

   Мотивированные изменения вносятся на основании решения учебно-методического совета университета, Ученого совета университета в период подготовки к новому учебному году.  Рабочие  учебные планы составляются для  каждой магистерской программы и формы обучения отдельно.

Все дисциплины, предусмотренные учебными планами, обеспечены рабочими программами. Рабочие программы соответствуют современному состоянию научных достижений в соответствующих научных областях. В программах специальных курсов используются результаты научных достижений сотрудников кафедр. Содержание всех дисциплин  профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки и специфики будущей профессиональной деятельности магистров КГУ им. И. Арабаева.  Все рабочие программы дисциплин содержат:

1.      Титульный лист.

2.      Цели и задачи учебной дисциплины.

3.      Компетентность.

4.      Содержание учебной дисциплины.

5.      Самостоятельная работа студентов и контроль усвоения знаний по дисциплине.

6.      Список основной и дополнительной литературы.

7.      Тесты по проверке знаний.

Учебные магистерские программы дисциплин сочетают в себе  лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельные работы, магистерские диссертационные исследования, научно-исследовательские, научно-педагогические и управленческие практики соответствующие требованиям Нормативно-правовых документов.

Одним из  важных критериев содержания подготовки магистрантов является уровень организации учебно-научного процесса на практическую деятельность магистрантов и состояние связей с заинтересованными организациями. Важным звеном в этом процессе является прохождение научно-педагогических и научно-исследовательских практик магистрантами в учреждениях образования и по профилю, которые  проводятся в соответствии с положением в Нормативно-правовых документах КГУ им. И.Арабаева. 

Практика направлена на отработку профессионально-педагогических, научно- исследовательских умений и формированию личностных качеств будущих магистрантов и является средством развития профессионального мышления,  творческого отношения к профессиональной деятельности и проверки их теоретической подготовки.

В процессе практики совершенствуется не только научные,  профессиональные компетентности, но и приобретаются соответствующая компетентность к профессиональной деятельности. Итоги практики позволяют оценить  научную и практическую подготовленность магистрантов, качество выполнения ими обязанностей, а также профессиональных и личностных качеств будущих  магистров.

Учебными планами предусмотрено прохождение магистрантами  в зависимости от направлений, все виды практик реализуются на основании разработанных программ, учитывающих темы их магистерских диссертационных исследований, которые связаны с региональной спецификой и научными руководителями. Магистранты направления «Филологического образования», «Социально-экономические» и «Филологи» изучают диалектологические, фольклорные, археологические особенности в процессе научно-исследовательских и научно-педагогических практик. Будущие педагоги, психологи, дефектологи и др. проходят практику в различных городах и республиканских структурах социальной сферы, базами педагогической и психологической практик являются различные виды  учебных заведений: школы, гимназии, лицеи, колледжи, вузы.

Программы практик содержат Положение по  практике, договоры с организациями и учреждениями, принимающими магистрантов - практикантов и график  прохождения практики.

Нормативной  базой для прохождения практик являются требования Нормативно-правовые документы МОиН КР магистерского образования.  По всем видам практик имеются необходимые формы отчетности (дневники).

            Особое внимание уделяется подбору школ различных типов, дошкольных образовательных учреждений, вузов, научно-исследовательских институтов НАН КР, и производственных  учреждений и производственных предприятий для прохождения практик.  Имеются договора   со школами №№ 1, 2, 3, 5, 7, 10,11, 18, 19, 20, 21, 49, 66, 67, 72, 74, 76, 77, 84, 86, 88, 91, гуманитарный и восточный лицеи, всего 45 школ г. Бишкек,  базовым детским садам № 6 г Бишкек и т.д., ботаническим садом им. З.Гареева НАН КР, Кыргызским НИИ земледелия, Центрально-Азиатского института прикладных  исследований Земли (ЦАИИЗ), которые является  базовым и др., банками, музеями, различными ОсОО, переводческими фирмами, и другими предприятиями и госучреждениями   о приеме магистрантов-практикантов на практику.

Представленные к аттестации магистерские диссертационные исследования имеют авторефераты, а также публикации в Вестниках КР и других лицензированных журналах ВАК КР, а образовательные программы подкреплены необходимым учебно-методическим обеспечением.