История кафедры Специальной педагогики и психокоррекции

Кафедра специальной педагогики и психокоррекции

        Предшественницей кафедры была кафедра дефектологии, созданная распоряжением Министерства образования Киргизской ССР в 1984 г. в Киргизском женском педагогическом институте им. В.В. Маяковского (ныне КГУ им. И. Арабаева).
       С созданием кафедры дефектологии была открыта новая страница в образовании республики: появились свои кадры дефектологов- сурдопедагогов, олигофренопедагогов, логопедов. Быстрому становлению кафедры способствовали высокая компетентность профессорско-преподавательского состава, прошедшего школу ведущих вузов Советского Союза, чувство долга и ответственности перед страной за судьбу детей с отклонениями в развитии.
        Многолетний опыт работы позволил коллективу кафедры продемонстрировать высокую мобильность и восприимчивость к инновациям, отражающим новые социальные потребности в подготовке педагогических кадров.

       Основной целью кафедры «Специальной педагогики и психокоррекции»является подготовка логопедов, сурдопедагогов и олигофренопедагоговпо очной и дистантной формам обучения,которые востребованы во всех сферах деятельности.

        В истории своего развития кафедра всегда руководствовалась основными положениями о кафедре, Уставом факультета и университета, а также знанием своих функциональных обязанностей.

Основные задачи кафедры:

  1. Осуществление учебного процесса с целью подготовки высококвалифицированных специалистов.
  2. Разработка типовых программ по всем дисциплинам
  3. Выпуск различных учебно-методических пособий и указаний
  4. Обеспечение и проведение всех видов учебных занятий (лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий, консультаций, модулей, зачетов и экзаменов) на высоком квалифицированном уровне.
  5. Проведение воспитательной работы среди студентов.
  6. Проведение научно-исследовательской работы в соответствии с утвержденными планами

     Члены кафедры активно участвуют в общереспубликанских и международных конференциях, ведут научно-исследовательскую и методическую работу. Многие преподаватели кафедры являются отличниками образования МОНиК КР, отличником здравоохранения МЗ КР, награждены почетными грамотами КГУ им. И. Арабаева и МОНиК КР, а также медалью КГУ им. И.Арабаева «ветеран труда», юбилейной медалью за особые заслуги перед КГУ им. И. Арабаева и награждены медалью «заслуженный работник КГУ им. И. Арабаева».

        В настоящее время на кафедре работает 15преподавателей-специалистов с большим стажем научной и практической деятельности.
 

Преподаватели кафедры специальной педагогики и психокоррекции

 

Сакимбаева Светлана Дунембековна– кандидат медицинских наук, и.о. профессора, заведующая кафедрой «специальной педагогики и психокоррекции», работает в КГУ им. И.Арабаева с 2000 года. Имеет общий стаж – 48 лет, из них педагогический – 30 лет. Работала в КГМИ и в Международном казахско-турецком университете. Ею изданы более 100 научных трудов, 5 методических пособий, 10 типовых программ, 12 учебно-методических комплексов. Награждалась Почетной грамотой МОНиК КР и почетной грамотой КГУ им. И. Арабаева, получила звание «Отличника образования КР», в 2018 г. награждена медалью «заслуженный работник КГУ им. И. Арабаева». С 2003 по 2015 год  работала заведующей кафедры Медико-биологических дисциплин, с 2015 года заведует  кафедрой специальной педагогики и психокоррекции. С 2007 г. по настоящее время является председателем штаба трудовой дисциплины факультета педагогики КГУ им. И. Арабаева. Читает курсы: «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД». Является членом УМС и Ученого Совета факультета педагогики.

Быковченко Нина Сергеевна-почетный профессор КГУ им. И. Арабаева,кандидат педагогических наук, доцент. С 2003 года по 2015 год заведовала кафедрой специальной педагогики и психокоррекции. Имеет следующие грамоты: почетная грамота МОНиК КР, отличник народного образования, медаль ветеран труда, медаль за особые заслуги перед КГУ им. И. Арабаева. С 2007 года является почетным профессором КГУ им. И. Арабаева, имеет диплом «лучший доцент» КГПУ им. И. Арабаева, в 2017 году получила медаль заслуженный работник им. И. Арабаева, имеются множество почетных грамот. Имеет педагогический стаж более 50 лет, в КГУ работает более 32 лет. Преподает дисциплины – педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика. За последние пять лет прошла повышение

квалификации по программе «Современные технологии образовательного процесса в ВУЗе».

Тилекеев Кенеш Муктарович,в настоящее время является заместителем декана факультета педагогики. Педагогический стаж с 1974 года, в КГУ им. И. Арабаева работает с 1984 года.  кандидат педагогических наук по направлению «специальная педагогика», профессор, отличник просвещения. Преподаваемые дисциплины:  «Специальное образование в Кыргызстане и за рубежом (магистратура)». Участвовал в научных проектах «Раннее развитие детей», является автором ряда учебно-методических работ. Является председателем УМС ФП, зам. председателя ученого Совета ФП, член УМО КГУ им. И. Арабаева, член Ученого Совета КГУ им. И. Арабаева. Имеет награды: почетная грамота МОН КР, отличник образования КР, заслуженный работник КГУ им. И. Арабаева, заслуженный работник образования КР.

 

 

Кишикова Нургуль Дунембековна- кандидат медицинских                                    наук, доцент, и.о. профессора.Работает в КГУ им. И.Арабаева с 2003 года. Имеет общий стаж-40лет., педагогический-15

 лет. Работала в КГНУ на кафедреГражданской обороныи медицинской  подготовки. Еюизданы более 40 научных трудов, 5методических пособий, 5 типовыхпрограмм, 5 учебно-методических комплексов.Имеет множество сертификатов, врач высшей категории, отличникздравоохранения КР.Является научным руководителем магистрантов. Читает курсы: «Основы генетики», «Невропатология», «Физиология высшей нервной деятельности», «Нейропсихология детского возраста», читала поточные лекции по «Безопасности жизнедеятельности». Участвовала в семинар-тренинге «Обучение работников образования методологии проведения занятий по здоровому образу жизни и профилактике ВИЧ».                                                                        

Юсупова Мархаба Садыковна- старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психокоррекции.  Работает в КГУ им. И. Арабаева с 2002 года. Имеет общий стаж работы 48лет, из них педагогический-46лет. Имеет множетво сертификатов, в 1990г. награждена почётной грамотой КГУ им. И. Арабаева.
Работала в КГНУ им. Ж.Баласагына, в КГМИ.

Читает курсы: Безопасность жизнедеятельности и методика преподавания дисциплин.

Джумабекова Шайыркуль Джумабековна- кандидат медицинских наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психокоррекции. Работает в КГУ им. И. Арабаева с 1980 года. Имеет общий стаж работы 49лет, из них педагогический стаж -43года. Опубликовано 30 научных публикаций, 3 учебно-методических пособий. Награждена медалью «Ветеран труда», Почётной грамотой МОНи К, КГУ им. И. Арабаева.Имеет множество сертификатов. Работала в КГНУ им. Ж.Баласагына, в КГМИ.

БактыгуловаАида Саитовна - высшее педагогическое образование по специальности «сурдопедагогика», «специальная психология». Окончила аспирантуру по направлению «специальная педагогика». Читает курсы: «Дошкольная сурдопедагогика», «Сурдопсихология», «Специальная методика преподавания русского языка в школе глухих детей», «Методика развития речи», «психодиагностика» и др. Руководит педагогической практикой студентов в школе для глухих детей.

Хлудеева Ирина Александровна, высшее образование по специальности «сурдопепедагогика», «специальная психология». Закончила аспирантуру «по теории и истории педагогики», готовится к защите диссертации. Имеет опыт практической работы в качестве сурдопедагога. С2006 г. преподаватель кафедры. Читает курсы: «Специальная методика русского языка в школе слабослышащих», «Логопедическая ритмика»,«Логопедический практикум».Руководит учебной и производственной практиками студентов. Имеет опыт работы в республиканских проектах, совместно с преподавательской деятельностью на кафедре, еще работает практикующим логопедом в частном ДОУ.

Аманканова Алтын Халиловна, старший преподаватель, имеет высшее педагогическое образование по специальности «сурдопедагогика» с дополнительной специальностью русский язык и литература, магистр психологии, окончила аспирантуру по направлению «специальная педагогика. Читает курсы: «Специальная педагогика», «Теория и технология ППО», «История сурдопедагогики», «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» и др. Руководит учебной и производственной практиками студентов. Работает в университете КГУ им. И. Арабаева с 1992 года, участвовала в совместном проекте КГПУ им. И. Арабаева с ManchesterMetropolitanUniversity  «TEMPUSKyrgyzstanproject», Великобритания, 1997-1998 гг., в 2007-2010 гг. участвовала в проекте «Повышение доступа к качественному базовому образованию для детей с особыми потребностями», финансируемый АБР,  а в 2010-2011 гг. в том же проекте была специалистом по разработке куррикулумов для специальных школ.  

Дунганова Джамиля Эрнстовна, имеет высшее педагогическое образование по специальности «учитель вспомогательной школы и логопед». Имеет большой опыт практической работы в качестве учителя-логопеда в организациях  системы специального образования, логопеда -отделенияоториноларингологии Национального госпиталя при Минздраве КР,   в настоящее время является логопедом отделения Челюстно-лицевой хирургии Национального центра охраны материнства и детства (внешний совместитель).  Старший преподаватель кафедры, читает курсы: «Нарушения устной речи и их коррекция», «Нарушения письменной речи и их коррекция», «Логопедическая работа при осложнённых дефектах развития», «Логопрактикум», ведет практику студентов в качестве логопеда в учреждениях образования и здравоохранения. Магистр психологии.  В 2017 году с отличием закончила магистратуру факультета «Менеджмент в образовании» по программе Университета Манчестера (Великобритания) - «Управление программами дошкольного образования и раннего развития детей» Московской Высшей Школы социальных и экономических наук (г.Москва) с присвоением академической степени «Магистр образования». Имеет ряд сертификатов, как участника международных семинаров и конференций, в том числе из города Санкт-Петербург, Норвегии, Канады.

Романова Татьяна Николаевна, магистр психологии, окончила аспирантуру по направлению «теория и история педагогики», продолжает работать над кандидатской диссертацией. Имеет опыт работы в качестве практического психолога, преподавателя психологии. С2003г-старший преподаватель кафедры. Читает курсы: «Психопатология и клиника интеллектуальных нарушений», «нейропсихологическое введение в логопедию», «Новые образовательные технологии». Председатель Республиканской медико-педагогической консультации МОиН КР.Руководит психологической практикой.

 Джапарова Замира Бердибековна, имеет высшее педагогическое образование по специальности «олигофренопедагогика» Имеет большой опыт практической работы в качестве воспитателя, олигофренопедагога, заместителя директора вспомогательной школы, координатора по учебной работе, старшего преподавателя. Магистр психологии.С 2004-2007 год являлась заместителем декана факультета дефектологии Института педагогики и психологии КГУ им. И. Арабаева, преподаваемые дисциплины: инклюзивное образование, методика преподавания дисциплин, основы олигофренопедагогики.  С 2002-2006 гг. была членом орг. Комитета SpecialOlimpic(специальные олимпийские игры для детей с ментальными нарушениями). С 2015 г. эксперт в рамках проекта «Доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья» в рамках проекта «Сорос Кыргызстан», национальный тренер по работе с педагогами по программе краткосрочной подготовки детей 6-7 лет к школе «Инклюзивное образование», методист лаборатории «Инклюзивного образования». Национальный тренер проекта «Время читать». Член экспертной комиссии по разработке Национальной Концепции по инклюзивному образованию МОиН КР, член экспертной комиссии по разработке методических пособий по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья МОиН КР. Докладчик-спикер первого национального форума по раннему развитию детей, (Президентская резиденция 12-14 мая 2018 год), Спикер международной научно-практической конференции «Равные возможности» (2-4 октября 2018 год), один из организаторов курсов повышения квалификации для педагогов специальных образовательных организаций.

Тогузбаева Нургуль Мукашевна, высшее педагогическое образование по специальности«олигофренопедагогика». Имеет практический опыт работы в качестве учителя начальных классов вспомогательной школы № 34 и логопеда. С 2007 г.- преподаватель кафедры специальной педагогики и психокоррекции. Читает курсы: «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта», «Основы олигофренопедагогики», «Теория и технология обучения русскому языку умственно отсталых школьников», «Теория и технология обучения естествознанию умственно отсталых школьников», «Специальная методика преподавания математики, ИЗО в школе с ТНР». Магистр психологии, является аспиранткой 3 курса.

Байдуева Нурила Борончиевна, в 2008 году окончила КГУ им. И. Арабаева по специальности «учитель сурдопедагог, специальный психолог», в 2011 г. присвоена

степень «магистр педагогики» по направлению «педагогика», С 2008 года диспетчер ИП КГУ им. И. Арабаева и параллельно работала учителем и воспитателем в школе Республиканской школе-интернате для глухих детей. С 2010 года преподаватель кафедры Специальной педагогики и психокоррекции, по совместительству координатор факультета педагогики, читает курс: «основы тифлопедагогики»,  «Методические и теортеические системы обучения детей с нарушениями слуха», «Развитие речи в норме и недоразвитие речи

Конокбаева Айсулуу Нурлановна – является преподавателем кафедры специальной педагогики и психокоррекции с 2016 года, в 2018 году окончила магистратуру. Сурдопедагог по образованию, постоянно стремится повышать свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации. Ежегодно участвует в университетских конференциях, публикует статьи в журнале «Вестник», имеет ряд сертификатов, владеет и успешно применяет в практической деятельности широкий набор методов и средств обучения, обеспечивающих вариативность образовательного процесса: умело работает над системой уроков по теме, разнообразить   типы уроков, применяя комбинированные занятия.

      Особое внимание уделяет созданию и развитию инфраструктуры, обеспечивающей инновационный характер основных направлений деятельности: обучение, наука, воспитание, связь с практикой, работа с кадрами, широкомасштабное сотрудничество с образовательными учебными заведениями системы образования, медицинскими учреждениями, реабилитационными центрами, научными учреждениями в республике и за ее пределами.
       Преподаватели кафедры принимают участие в проекте «Повышение доступа к качественному базовому образованию для детей с особыми образовательными потребностями», финансируемом Азиатским банком развития. В соответствии с программой проекта преподаватели в качестве тренера по инклюзивному образованию проводят тренинги в пилотных школах и вузах республики. В рамках данного проекта издано учебное пособие «Инклюзивное образование в вузе», по которому проходит обучение студентов на педагогических специальностях.
        За годы существования кафедрой выпущено свыше тысячи специалистов – олигофренопедагогов, сурдопедагогов. Логопедов, психологов, клинических психологов, которые работают в специальных детских садах, школах, реабилитационных и медицинских центрах, обеспечивая развитие , коррекцию обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, интеллекта, речи, занимаются диагностикой и коррекцией психических отклонений, психотерапией и психоконсультированием.

«Логопед»– его деятельность направлена на коррекцию речевых нарушений у детей и взрослых.Область применения: логопедические кабинеты при поликлинике и школе; работа в качестве учителя-логопеда в коррекционно-образовательных дошкольных и школьных учреждениях, реабилитационных центрах, в массовых детсадах, индивидуальная практика.

Форма обучения контрактнаяи бюджетная: 
очная бакалавр -4года, дистантнаяна базе среднего образования– 5 лет.
«Сурдопедагог» - деятельность специалиста направлена на развитие, коррекцию, обучение и воспитание детей с нарушением слуха.
Область применения: коррекционно-образовательные дошкольные и школьные учреждения, медицинские и реабилитационные центры.
Форма обучения бюджетная: очная -4 года.
«Олигофренопедагог» - деятельность специалиста направлена на развитие, коррекцию, обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта.
Область применения: дошкольные и школьные учебные заведения, реабилитационные центры учреждения здравоохранения. Специалист данного профиля может заниматься индивидуальной коррекционной деятельностью с детьми с нарушениями интеллекта.
Форма обучения бюджетная: очная – 4 года.

Большинство преподавателей кафедры работают над различными проектами МОиН КР.

Top